Артур Фонвизин
Нежные, страстные, а подчас и нервные песни Алексея Паперного, поэта, музыканта, совсем не диссонировали с чувственными цветами и размытыми пейзажами в редкой технике «мокрой акварели» на стенах московской галереи «Веллум»: этим концертом закрывалась в рамках проекта «Цветение в акварели» двухнедельная выставка, объединившая работы знаменитого маэстро акварели Артура Фонвизина и его ученицы и главной последовательницы Веры Яснопольской, которая была развернута с 9 по 22 июня в пространстве Открытого Клуба на Спиридоновке.
Техника «мокрой акварели» считается одной из самых необычных и стремительных в искусстве рисунка. Именно в этой манере создал множество своих работ Артур Фонвизин – участник знаменитой «Голубой розы», экспонент выставок «Бубнового валета» и «Мира искусств». Фонвизин открыл для России «новую акварель», ставшей его призванием на всю жизнь, – с особенной романтикой мерцающих переливающихся красок, с тонкими переходами и свободным ритмом крупных цветовых пятен.
Творчество этого мастера старой школы с импрессионистической манерой письма в советское время практически замалчивалось. «Артур Фонвизин развил идеи «наблюдательного ощущения голуборозовцев» уже после выставки этого знаменитого объединения, — считает искусствовед Любовь Агафонова (галерея «Веллум»). — Интуитивисты сформировали пристрастия художника, а он, это «интуитивное», развивал в течении всего XX века».
Ученица мастера Вера Яснопольская познакомилась с творчеством Артура Фонвизина в 50-е годы прошлого столетия. Художник в то время находился в бедственном положении. Он не вписывался в рамки соцреализма, оставаясь русским модернистом и импрессионистом.
Яснопольская была очарована стилем Фонвизина и научилась у него технике «мокрой акварели». Уверенные мазки, нанесенные как бы на одном дыхании, должны были дать краске растечься по бумаге, оставляя пустым белое пространство листа. Такая техника не допускала переделок, и, если работа не получалась с первого раза, она попросту выбрасывалась.
Яснопольской была очень близка эта фонвизинская манера. Вера Леонидовна часто писала с натуры, интуитивно схватывая композицию и цветовую гамму, создавая колористически насыщенные, пронизанные музыкой натюрморты или портреты. Ее работы отличаются нежностью цветовых переходов, умением передать скупыми средствами акварели тонкий мир чувств. Именно Яснопольскую считают наиболее серьезным последователем Артура Фонвизина.
Внимательный зритель имел возможность разглядеть на выставке «Цветение в акварели», что, при всей схожести техники и сюжетов, различий в творчестве художников весьма много.
А песни Алексея Паперного добавили в выставочную ауру дополнительную интонацию деликатной и нежной страстности, легкого флера недовысказанной любви к Красоте.