Фото: ATO Events
Бизнес авиаперевозок и онлайн-сервисов во всем мире стремительно меняется. Каковы основные тенденции его развития в России и каких технологических изменений следует ждать в ближайшее время – эти вопросы дискутировались в рамках 5-й Международной конференции Online Travel 3.0, которая проходила 24-25 октября в Москве.
Открыв конференцию, Алексей Комаров, генеральный директор ATO Events и председатель Оргкомитета, передал слово модератору Стратегической сессии «Рынок Online Travel – направление развития», советнику руководителя Ростуризма Дмитрию Горину, который констатировал: туристические рынок, включая рынок авиаперевозок, в настоящее время плавно восстанавливается.
В этом году налицо рост как внутреннего, так и выездного туризма. И во многом это связано с тем, что он все активнее использует новые технологии.
Свой взгляд на то, что будет с отраслью в обозримом будущем, изложил в своем выступлении, открывшем форсайт-дискуссию, Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix. Сегодня, заметил он, все пытаются предсказать будущее – ни одна конференция не обходится без футуролога. При этом оно, будущее, порой опережает самые фантастические предсказания. Например, китайцы уже даже милостыню подают через бар код, считывая его у просящего.
Этот тренд стремительного технологического обновления касается и авиакомпаний. Онлайн-продажами авиабилетов уже занимаются все, даже поисковики. Мир активно обсуждает блокчейн. Каково место нашего бизнеса в блокчейне и насколько изменит он отрасль? В этом году туротрасль в целом вырослана14%. При этом в мире происходит активное перераспределение турпотока в пользу самостоятельных путешественников. Количество продающихся билетов растет, но объемы продаж падают: стали дешевле сами билеты (новые, дифференцированные тарифы позволяют потребителю найти оптимальную для себя цену). Авиакомпании все больше продают билетов напрямую, без посредников – на своих сайтах (у S7 доля собственных продаж уже около 50%). Свою долю на рынке продаж забирают и метапоисковики. Судя по всему, мелким авиаперевозчикам не справиться с этими трендами. Но уход с рынка ряда компаний в целом способствует его оздоровлению: останутся лишь те, что способны вести современный, высокотехнологичный бизнес, включая, возможно, технологии блокчейна.
Словом, заключил Александр Сизинцев, надо поспешить вписываться в новые процессы на рынке авиаперевозок.
С этим, однако, не согласился Дмитрий Яковлев, генеральный директор Ozon.Travel. Он высказал мнение, что авиаотрасль в целом достаточно консервативна. В других сферах в наши дни меняется гораздо больше. А в авиации дальше появления лоукостеров и, как ответа на это, вариативности тарифов традиционных компаний, дело пока не пошло. Все остальное – лишь внутренние отношения на рынке, впрямую не затрагивающие интересы потребителя.
Взявший слово руководитель отдела стратегических партнерств Aviasales Ярослав Котышов считает, что рынок метапоиска в России все же заметно вырос. Более того, он изменяется, стремясь учесть интересы пользователя, предлагая ему базовый выбор. Меняет структуру своих предложений и Aviasales. Возможно, следует предлагать только те агентства, у которых налицо разнообразие тарифов – сейчас эта тактика внедряется аккуратно, с проверкой реакции пользователей. Есть идея и внедрить возможность предсказывать цены — с применением искусственного интеллекта (например, в октябре примерно просчитать, какими будут цены на конкретное направление в мае следующего года).
Тенденция авиакомпаний продавать билеты без посредничества онлайн-тревел агентств, конечно, существует. Но совсем отрезать агентов пока у них вряд ли получится в России. Хотя в ряде стран такая практика есть: некоторые авиаперевозчики запрещают продавать свои билеты – они доступны только на сайтах авиакомпаний.
Но блокчейн может убить 2/3 агентств, возразил Александр Сизинцев: авиакомпании смогут сразу получать деньги от клиента. Дмитрий Яковлев, однако, убежден, что российский рынок еще долго не будет укрупняются, его фрагментация в ближайшие годы неизбежна.
Независимый эксперт Александр Русс также убежден, что заметной эволюции на рынке пока не происходит. Тем не менее, процесс накопления знаний авиакомпаниями происходит. И, возможно, уже в 2018 году мы увидим новые решения. Что до небольших авиакомпаний, то они смогут удержаться на рынке только путем консолидации маршрутных сетей.
На особенностях внедряющейся сейчас в тестовом режиме электронной путевки (она для тестирования доступна на сайте Ростуризма) остановился Дмитрий Горин. Изменит ли рынок? Ведь пока в России продается онлайн не более 5% турпутевок. Но меняться это непременно будет. Турпутевка будет способствовать лучше защите интересов потребителя. Ведь пока даже от ухода с рынка среднего турагента наносит ущерб от 2 до 6 миллионов рублей, а таких случаев только в этом году было 30.
Среди необходимых мер — заблаговременная выдача билетов клиенту (а не за 24 часа, как это пока у многих принято), создание Фонда авиапомощи, страхование от невылета, от банкротства. Все это будет способствовать прозрачности бизнеса. Такой вывод был сделан по итогам форсайт-дискуссии.
Влияют ли сегодня на выбор путешественника бренд авиакомпании, маршрут и цена? Своими размышлениями об этом поделился с собравшимися Jan-Paul Ephithite, старший менеджер по продукту компании Travelport. Рынок онлайн-тревел начинался 20 лет назад с появления сайта Expedia. И с тех пор он неуклонно движется в сторону персонализации поиска для потребителя. В этом – перспектива выживаемости современных метапоисковиков.
Панельную дискуссию «Внедрение NDC на российском рынке: мифы и реалии» открыл своей презентацией Грач Мурадян, руководитель группы IT-проектов компании Amadeus. Он подчеркнул, что сегодня 95% трафика всех посредников идет на сервере Amadeus, и если перевести всю эту нагрузку на агентства, то они не выдержат.
Главной же проблемой персонализации клиентского поиска пока остается то, что пока еще невозможно точно идентифицировать пользователя. Даже если он заходит из личного кабинета (что пока редкость). Но вчера клиент мог делать заказ по бизнесу, а сегодня он хочет лететь на отдых, а это уже другие установки, и универсального инструмента пока нет. Хотя появление универсального протокола на рынке, несомненно, идет ему на пользу.
Эту тему развили Светлана Панкова, старший коммерческий менеджер по работе с авиакомпаниями Travelport, Евгения Теплякова, ведущий партнер по интеграции Aviasales, а также представители компаний Аэрофлот, SkySckanner.
Анализу пользовательскому структуры рынка авиаперевозок посвятил свое выступление, так и названное – «Летающие путешественники в России: кто, зачем и как?» Дмитрий Мигачев, директор по партнерским онлайн-продажам компании «АльфаСтрахование».
Вчера, во второй день конференции, участники обсудили технологии и инструменты маркетинга в авиационном и тревел-сегментах. Разговор шел о потребительских и индустриальных трендах, о необходимых изменениях в персональной коммуникации и связанных с этим возможностях увеличения продаж, а также о перспективных технологиях — блокчейне, чатботах, искусственном интеллекте.